Отчет по проведению Декады языков
народов Казахстана
в СШ№2 имени А.М.Горького
Введение
Ежегодно наша страна с вдохновением
приветствует народы Казахстана через их языки. А всего в нашем государстве
более 130 народов и национальностей, причем у каждого и каждой свой язык.
Некоторые из языков создают так называемые
родственные семьи: тюркские, славянские, иранские и т.д.
Чтобы декада прошла интересно, нам
предлагается самим выбрать мероприятия, праздники, формы и их содержание, кроме
обязательных городских, областных и республиканских конкурсов.
Учителя составили план, наметили сроки и
ответственных.
5 сентября было открытие декады: выпущены
газеты, чайнворды, сканворды, кроссворды, шарады и много чего другого.
С первых дней началась подготовка у русоведов.
Внеклассное мероприятие «Что? Где?
Когда?» провела учитель русского языка в
казахских классах
НаргужиноваАйгульНурмухамбетовна. Цель: закрепить знания детей о языках
Республики Казахстан; развитие речи, внимания,
умение делать выводы, развить интерес к русскому языку.
Цель: формирование общих учебных
компетенций по русскому языку за курс 6-7 классов.
Задачи: повторить теоретические
сведения по русскому языку за курс 6-7 классов;
развивать познавательный интерес учащихся к предметам
гуманитарного
цикла; расширить кругозор
учащихся.
Ход мероприятия.
- Мы собрались сегодня, чтобы
показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой
ситуации, а не на уроке. Желаю всем удачи!
1) Домашнее задание.
Приветствие команд.
2) Разминка.
а) Какие 3
местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)
б) Какие 2
местоимения мешают ездить по дорогам? (Я –МЫ)
в) Какое
местоимение требует чистоты? (МОЙ)
г) Какое
местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)
– Итак, начнём.
3)
Задание: Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).
1 команда: вестибюль (просторный),
мозоль (болезненная)
2 команда: рояль (новый), вермишель
(яичная)
4)
Задание: Назвать фразеологизмы. (1 балл).
1 команда: быстро бежать (во весь
дух, сломя голову), тесно (яблоку негде упасть),
смеяться (умирать со смеху);
2 команда: хорошо знать (как свои
пять пальцев), падать духом (вешать нос),
уединяться (запираться в четырёх
стенах)
5)Задание: Инсценировать
фразеологизмы (пантомима). Команды должны отгадать фразеологизм.
1 команда: руки чешутся, топтаться
на одном месте;
2 команда: развешивать уши, положа
руку на сердце;
6) Игра с болельщиками.
Задание: Закончить строку, назвать
автора, произведение.
а) Скажи–ка, дядя, ведь
недаром… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
б) Играют волны, ветер свищет…
(М.Ю. Лермонтов « Парус»)
в) Волк ночью, думая залезть в
овчарню… (И. Крылов «Волк на псарне»)
г) Ты слушать исповедь
мою… (М.Ю.
Лермонтов «Мцыри»).
Загадки – шутки.
1. Из какого фразеологизма марсиане
могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)
2. Есть ли ноги у газеты и книги?
(вверх ногами)
3. В каком фразеологизме даже враги
именуются друзьями? (друг друга они ненавидели)
4. Его вешают, приходя в уныние; его
задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в своё дело. (нос)
7) «Гонка за лидером или дальше,
дальше, дальше»
1 команда:
1.
Сколько звуков в слове лью? (три)
2.
Антоним к слову высокий (низкий)
3. У меня
зазвонил телефон. Кто говорит? (слон)
4.
Прилагательное с корнем мороз (морозный)
5.
Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)
6.
Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)
7. Часть
слова без окончания. ( основа).
8.
Проверочное слово к слову кормушка (корм)
9.
Слово не воробей … (вылетит – не поймёшь).
2 команда:
1.
Сколько звуков в слове ель? (три)
2.
Синоним к слову отважный (храбрый)
3. Кто
спас Муху – Цокотуху? (комар)
4.
Прилагательное со словом дом (домашний)
5.
Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)
6. Часть
слова, стоящая перед корнем (приставка)
7.
Проверочное слово к слову трава (травы)
8. Не
спеши языком,… (спеши делом)
9. Слово
с приставкой под-…
8. Задание: Загадка – анаграмма (для капитанов). Нужно
переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное.
Определить род и число.
Сосна – насос,
куст – стук,
кайма – майка,
карп – парк,
9) Задание:
Сочинить четверостишье на тему «Весенняя музыка».
10) Игра с
болельщиками. «Замени одним словом.»
Рукой
подать – близко
В час по
чайной ложке – медленно
Во весь
дух – быстро
Морочить
голову – обманывать
Засучив
рукава – старательно
Зарубить
на носу – запомнить
Обвести
вокруг пальца – обмануть
Яблоку
негде упасть – тесно
Прокатить
с ветерком – очень быстро.
11) Задание: Показать в
рисунках гнездо слов:
1 команда: Ухо, наушники,
подушка.
2 команда: Перстень, палец, перчатка.
12)
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Мероприятие - КВН
«Знатоки русского языка» прошло хорошо. Ребята проявили свои способности
(находчивость, эрудиция, знания) при выполнении конкурсных заданий. Всем было
интересно.
Конкурс ораторов провела Мергенбаева Роза Ислямовна.
В этом году она взяла пятые классы. Решила посмотреть уровень развития классов
по оценке психологов и преподавателей. Она не ошиблась. Красноречием блистали:
Биккулов Ренат, Кудрин Дмитрий, Бабушкина Дарина из 5 Б; Рябушев Андрей,
Кольцов Дмитрий, Аксёнов Алексей из 5 В.
На конкурсе чтецов,
посвященном Республике Казахстан в честь празднования Дня Языков народов
Казахстана, стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»
исполнил учащийся 9 «А» класса с государственным языком обучения Бекежан Рахат,
учитель Мергенбаева Р.И. Мальчик первый раз выступал перед такой аудиторией,
волновался, но для дебюта вполне, мы думаем, справился с задачей.
У нас есть ещё один учитель
русского языка, она запланировала викторину по сказкам, но её затем
переставили ещё учителем в начальные классы , очень загружена. Мероприятие проведет в период
встречи новогоднего праздника.
Награждение учащихся каждый учитель сделал
по-своему, но на общей линейке были вручены грамоты по номинациям и за участие.