Не то, что мните вы,
природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Фёдор Тютчев, русский поэт
Урок самопознания в 4 классе.
Раздел: КАК
ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!
Тема: Живительные силы природы.
Цель: Выявитьуровень
речевого развития у учащихся через диалоговое обучение, постановку эффективных
вопросов; расширить представление о ценности и красоте родной земли как
источника жизни.
Задачи:
Углублять
понимание взаимозависимости человека и природы;
Развивать способность к
эмоционально-эстетическому восприятию родного края, как источника любви и
вдохновения:
Воспитывать
заботливое и бережное отношение к природе родного края.
Ресурсы: слайды о природе под музыку, нежной лирической мелодии, песни «У природы нет плохой погоды» Круг радости Показ слайдов о природе под тихую музыку Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу. – Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем: Руку дружбы протяните, (дети подают руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите. (повороты головы в одну и другую стороны) Пусть ЛЮБОВЬ в сердцах всегда звучит, (в воздухе обрисовывают сердце) Природа всех объединит! (все, взявшись за руки, поднимают руки вверх) Беседа Проводится по вопросам, представленным в учебнике: 1. Почему природу называют источником жизни? 2. Как вы думаете, существует ли язык растений и животных? 3. Как люди могут понимать язык природы? 4. Общаетесь ли вы с природой? Когда это происходит? Цитата: - Человек и природа - единый, взаимосвязанный мир. Важно научиться слышать и понимать природу. Задание - Прочитайте текст. Расскажите о звуках, которые вы слышали в природе. Как они подействовали на вас? Лесной звон У лесного ручья неожиданно раздались звуки. Кто-то забренькал, зазвонил в колокольчик. Да так настойчиво — и днем звонит, и ночью звонит! Это ягода-смородина. Густо зарос ручей смородиновым кустом; в тени ягоды налились крупные, прозрачные, будто из красного стекла. Только никто не знает про них, никто не берет... Стали ягоды отваливаться от кисточек, падать в ручей. И каждая так звонко бренькала, будто нарочно старалась выбить дробь позвонче. Чем чаще падали ягоды, тем сильней звонил колокольчик, тем настойчивей созывал всех к ручью. И кто слышал звон и приходил - набирал полные корзины спелой смородины.
- Звуки природы благотворно действуют на состояние человека. Работа в парах - Подумайте и запишите, что ещё даёт человеку природа.
- Мы любим природу и называем ее ласково матушкой. Потому что она нас кормит, поит, ласкает и лелеет. Наедине с собой Учитель включает запись спокойной мелодии. - Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы попробуйте представить услышанное. Улыбка Земли Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным космическим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду — напоить их живительной влагой. Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И, подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить ее своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в цветы. С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Колокольчики - сиреневыми улыбками любви. Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившую им свои краски. - Кто хочет рассказать, какую картину он представил, о чем подумал, слушая рассказ? (Рассказы учащихся) - Представьте себе, что люди научились понимать язык птиц и животных, язык живой природы. Подумайте, что изменилось бы в нашей жизни? Что изменилось бы в природе?
О. Григорьева Лесное царство Доверчива природа и щедра. И, несмотря на выдумки прогресса, Волнует всех рассветная пора И светлая незащищенность леса. Ему, как другу, руку протяни. И он тебе ответит, словно другу, Когда зачтешь в число своей родни И муравья, и малую пичугу. Слепое всемогущество оставь. Давно ль заботой землю окружили? Пойми язык лесных цветов и трав. Мы все живые, значит, не чужие... И прыгнет белка прямо на плечо, Не ведая обмана и коварства. Что защитит лесное это царство? Наверно, доброта. А что ещё?
- Природа — источник жизни, радости и красоты. - Скажите, всегда ли человек поступает с природой правильно, бережно, с любовью и заботой? Работа в группах - Как вы думаете, если бы природа могла говорить, с какими словами бы она обратилась к нам, людям? Напишите письмо-обращение к людям от лица природы.
«Природа – сад, а люди в нем цветы, не сбережешь её – не будешь счастлив ты» (народная мудрость). - Как вы понимаете смысл этого выражения? 7. Круг «От сердца к сердцу» Вслушайтесь в строчки стихотворения «Человек». Учитель читает стихотворение.
А. Шеффер Человек ...Ты, человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей! Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна!
Речку, лес, в ромашках луг Получи в наследство. Охраняй их, юный друг, Береги их с детства! Домашнее задание - Выполните коллаж «Я люблю и берегу природу». |