Статья
«Профилактика травматизма среди учеников на
уроках физической культуры»
В процессе своей работы по профилактике
травматизма я преследую определенные
цели и решаю определенные задачи:
Цель:
Ø Воспитание ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни и формированию гигиены и гигиенических норм для
предупреждения травматизма.
Ø Формирование
дисциплины в системе тренировочного процесса у воспитанников в занятиях спортом,
обучение самоконтролю и технике безопасности на занятиях.
Задачи:
Ø Воспитывать желание
вести здоровый образ жизни, внедрять меры по профилактике детского травматизма.
Ø Воспитывать
дисциплинированность, уметь правильно применять свои умения и навыки в области
травматизма среди воспитанников.
Травматизм на занятиях
физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями
физической культуры и спорта.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на
занятиях физической культурой является одной из важнейших задач, инструктора по
физической культуре, администрации учреждения.
ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при
проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение занятий по физической
культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований,
нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий
по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для
кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности,
возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом
отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и
переход с места занятий в отсутствие преподавателя.
Ошибки в методике проведения
занятий, которые связаны с нарушением
принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный
учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической
подготовленности школьников.
Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной
части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие
страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.
Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые
спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое
покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря
и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и
лыжных гонок.
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок:
плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность,
неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного
света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные
метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь,
снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация занимающихся.
Низкий уровень воспитательной работы. Отсутствие медицинского контроля.
Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения
врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по
срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению
интенсивности нагрузок, комплектованию групп.
Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:
Причины методического характера.
·
Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных
занятий;
·
Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
·
Занятие без разминки или недостаточной разминки;
·
Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера.
·
Отсутствие должной квалификации у тренера;
·
Проведение занятия без тренера;
·
Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
·
Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
·
Нарушение правил врачебного контроля;
·
Неблагоприятные метеорологические условия.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
Возникновение спортивных
травм зависит от ряда факторов.
У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше
происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная
квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент
занимающихся, условия проведения, методика занятий. Механизм возникновения травм разнообразен.
Повреждения могут быть вызваны падением,
ударом и сжатием, столкновением, резкими
изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями,
подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.
У занимающихся физической культурой в большинстве случаев травмы связаны с ушибами на уроках:
легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола. Наибольшее число травм
приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14
лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и
спортом:
·
к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж
по соблюдению правил безопасности на занятиях;
·
при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий,
установленные режимы занятий и отдыха;
·
аптечка, укомплектованная всем необходимым, находится в спортивном зале или
у медицинского работника;
·
перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
o
убрать все посторонние и выступающие предметы;
o
проверить чистоту пола;
o
наличие освещения и вентиляции в зале;
o
убедиться в исправности инвентаря;
o
проветрить помещение;
o
проверить температурный режим в зале;
·
учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
·
проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для
избегания травм;
·
перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и
требовать их исполнения;
·
проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных
занятий;
·
начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
·
занятие должно быть организовано согласно плана;
·
необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
·
в конце занятия провести заминку;
·
учить занимающихся правильному и
безопасному выполнению упражнений;
·
осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
·
по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и
функциональные возможности учащихся;
·
не оставлять детей без присмотра во время занятия;
·
чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
·
вести контроль за физическими
нагрузками и обучать детей самоконтролю;
·
уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
·
при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
·
не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и
после занятий;
·
требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу тренера;
·
в процессе занятий и игр воспитанники обязаны соблюдать правила занятий и
игр;
·
избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
·
при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;
·
при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью
людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации, а воспитанников
вывести в безопасное место;
·
при получении воспитанниками травмы немедленно остановить занятие, оказать
ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся
администрации;
·
после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
·
проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми
помещениями;
·
проверить верхнюю одежду занимающихся.
Здоровье - залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.
Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма,
несчастные случаи встречаются часто.
Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо
выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя,
тренера-преподавателя.
Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после
перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание
первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер
травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой
помощи.
Сформулируем следующие
правила:
1.
Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
2.
Врачебный контроль.
3.
Правила личной гигиены.
4.
Качественная разминка и разогрев мышц.
5.
Правильное выполнение техники движений.
6.
Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
7.
Баланс между силой и гибкостью.
8.
Соблюдение методических принципов.
9.
Квалификация тренера, инструктора.
Вывод:
Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных,
воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки,
точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так
необходимы для предупреждения травматизма.
учитель по
физической культуре
Ж. Тлеубердинов